СПО Флибустьеры

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Категория: Вожатому » Лекции | автор: N-ka | 28-09-2010, 19:10 | | Просмотров: 6839

Для первых трех-четырех (трех-пяти) дней смены придумано название "организационный период". По отношению к нему существует педагогическое поверье: "Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена." По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде.
Оргпериод — это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод — это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс мучителен и тревожен. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной".
Задачи организационного периода:
- познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой;
- предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
- узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе(предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой);
- познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
Основными моментами оргпериода являются следующие:
а) Адаптация детей к жизни лагеря.
Оргпериод - это время привыкания детей к новым условиям, к новому режиму дня, к новым требованиям. Оргпериод - это переход от одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей он пройдет незаметно, легко. Но для отдельных детей этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен. В своей работе Вам необходимо ориентироваться больше на таких детей. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратиться в "дом родной". Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача - помочь детям в привыкании к лагерю.
Виды адаптации:
Визуальная ( внешний вид людей, привыкание к местности, к обстановке в корпусе,). Особое значение имеет для старшего возраста. Обращая внимание на внешний вид ребенка, необходимо делать комплименты.
Аудиальная (интонация, тон голоса вожатога, звуки окружающие ребенка и т. д.)
Сенсорная (кинетическая), т. е. чувствительная. Особое значение для младшего возраста когда дети буквально «висят» на вожатых. Необходимо приласкать ребенка, погладить по голове и т. д.
Адаптация бывает:
Биологическая (Адаптация организма к устойчивым изменениям окружающей среды. Н-р, температура, влажность, атмосферное давление);
Психологическая или социальная (приспособление личности к определенным отношениям. Н-р, нормы поведения, принятые в коллективе, к этикету, к манере общения и т.д.). Такая адаптация во многом определяется целью, с которой приехал в ДОЛ ребенок/вожатый. Именно по этому очень важно, чтобы и ребенок, и вожатый четко сформулировал для себя эту цель. Помогая определить цель приезда для ребенка, необходимо подчеркивать, что наши цели могут быть исполнены только нами. Необходимо подчеркнуть: когда цели проговариваются самими детьми, они обязательно будут стараться их исполнять сами. Способами определения целей может быть:
Мл. возраст (метод ассоциаций с животными, поведение которых может рассказать о будущем поведении вашего ребенка);
Ср. и ст. возраст («Бутылка желаний», мозговой штурм).
Психологическая адаптация может быть двух типов:
Активно-инициативная (ребенок сам влияет на общество в котором находится, на коллектив и т. д.; может быть как позитивным, так и негативным);
Пассивная (наоборот, ребенку все равно).
Тот или иной тип адаптации зависит от того какие потребности у ребенка, от того как ребенок воспринимает сам себя, свои возможности и окружающих – от самооценки. Высокую самооценку при необходимости можно пригасить (личная беседа, в игровой форме, н-р, «Египетский осел»). Низкая самооценка может приводить к депрессии. Для оценки состояния можно проверить себя по «Шкале депрессивности».
б)Знакомство.
Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, вам необходимо как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры, способствующие интенсивному знакомству.
В самом начале развития группы наблюдается, как правило, подъем, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом. Новизна ситуации, первые благоприятные впечатления членов группы друг о друге создают у них эмоционально положительный настрой, который отражается в показателях психологического климата. Очень важно в самом начале закладывания отношений в вашем отряде установить самые элементарные правила: поддержание порядка одежды и обуви и т.п. Важно приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего предъявить детям "единые педагогические требования". Организуйте также экскурсию - знакомство с лагерем. Вы можете рассмотреть ряд вопросов, касающихся жизни детей в лагере: правила внутреннего распорядка, обязанности дежурных; "нельзя" в нашем лагере; режим дня; правила пользования туалетами; хранение вещей в тумбочках; уборка кровати; уборка в комнате; чемодан (сумка); посещение столовой; правила поведения ночью; правила взаимного уважения; представление администрации лагеря; информация о том, к кому можно обратиться в случае отсутствия воспитателя (вожатого) или в сложных ситуациях и т.д. Самое главное для вас - сделать детей "управляемыми".
В организационном периоде основополагающим фундаментом выступает:
Привыкание;
Научение (приобретение знаний, умений и навыков);
Творчество (деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью).
Творчество может проявляться в самых мелких вещах. Н-р, когда вы просите ребят придумать как нестандартным способами можно использовать стул, расчестку и др. кроме того , дабы избежать многих проблем модно реализовывать с детьми программы нормотворчества, когда дети сами планируют как они будут жить в ДОЛ и по каким правилам. Главное , чтобы все дети участвовали в планировании. При этом главным филльтром всех идей служит принцип “Неопасности для жизни и здоровья детей”. Вожатому необходимо очень отбирать такие идеи и предложения, которые не будут нарушать режимные моменты в данном лагере.
Оргпериод пройдет на должном уровне если привыкание , научение и творченство реализованы в достаточной степени для хорошей, быстрой адаптации детей.
Чтобы все это осуществить, вам нужно спланировать первые три дня смены буквально по минутам. Если не будет плана — будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке накануне заезда. Потом, конечно, вы вынуждены будете отказаться от многого из задуманного и экспромтом делать незапланированное.
Очень важно, чтобы в первые дни у ребят не было времени для безделья, чтобы все было четко и организованно.
Как в любых человеческих отношениях, так и в ваших отношениях с детьми, многое зависит от первого впечатления. Поэтому к первой встрече с детьми необходимо подготовиться заранее.
Как понравиться детям.
Понравиться детям — это первая педагогическая задача, которую вы обязаны профессионально решить, если работаете в лагере. Вы просто не сможете решить ни одной из последующих задач, если не справитесь с этой. Еще ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путевое со своим отрядом.
Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то "понравиться детям" означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то "понравиться детям" воспринимает как "влюбить в себя детей", завоевать их восхищение и обожание. И по-другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.
Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: "Произвести первое впечатление". Как оно возникает, порой трудно объяснить. Маленькие дети, если их спросить о том, почему им понравился вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: "Понравился и все". И это не случайно, ведь в возникновении первого впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мысли и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если все-таки разобраться без привлечения "биополей", "флюидов" и "энергоканалов", то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас.
1. Ваш внешний вид.
2. Выражение вашего лица.
3. Ваши запахи.
4. Тембр вашего голоса.
5. Ваша жестикуляция.
Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех "положительного первого впечатления" вам обеспечен. А для этого воспользуйтесь рядом советов. Одним из них нужно последовать перед самым отъездом, а для выполнения других потребуется время. Итак:
—Не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными. Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и неглаженные рубашки, тапочки на босу ногу и сальные волосы. Все остальное и любого приятного оттенка разрешается.
— Еше раз с утра пораньше изучите перед зеркалом свое лицо. Изобразите на нем пренебрежение, уныние, злость, растерянность, скуку, надменность. Согласитесь, что эти мимические зарисовки вам самим не доставляет наслаждения лицезреть. Откажитесь напрочь от них. Найдите в арсенале эмоциональных картинок мягкую доброжелательную улыбку и, примерив ее, больше "не снимайте" до вечера. /Можно взять с собой маленькое зеркало, чтобы время от времени проверять, не потеряли ли вы свою улыбку./
— Не забудьте почистить зубы и обязательно воспользуйтесь хорошими духами или одеколоном.
— .Еще раз подойдите к зеркалу /желательно большому/ и изучите свои жесты. Попробуйте сделать то, что тысячи людей делают непроизвольно: поковырять пальцем в ухе, а потом в носу, почешите себе спину или голову, выпятите живот, ссутультесь, передерните плечами, скрестите ноги, поковыряйте языком крошки из зубов —вас вероятно оттолкнет увиденное своей неэстетичностью. Это хорошо, зафиксируйте в памяти все движения, которые неприятны и раздражают вас. Теперь отправьте в подсознание установку на контроль над этими вульгарными и некрасивыми жестами. И наоборот, прорепетируйте движения мягкие, плавные, открытые, наблюдать которые вам доставляет удовольствие, совершая которые, вы нравитесь самим себе.
— И самое трудное — исследуйте свой голос. Для этого можно записать себя на магнитофон. Не пугайтесь, если при прослушивании обнаружите, что вы неприятно взвизгиваете в верхнем регистре или хрипите в нижнем, что у вас свистит буква "С" или западает "В". Это все исправимо. Поработайте немного над правильным дыханием, над артикуляцией, найдите в среднем регистре красивый тембр и почитаете выразительно стихи. При повторной записи на магнитофон вы найдете, что большинство голосовых и речевых раздражителей исчезло.
Произвести первое впечатление — это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: "Произвести второе впечатление".
Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересны детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:
— Чем интересным я занимался в жизни?
— Какие у меня есть способности и таланты?
— За что меня уважают и любят друзья?
— О чем увлекательном я могу рассказать?
— Чему необычному я могу научить?
Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой. Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать. Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы: "Да ну его, только и умеет командовать", "С ней с тоски можно помереть", "Она даже шуток не понимает". Чтобы выдержать проверку на "интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересны окружающим.
При этом не пытайтесь обнаружить в себе сверхспособности. Конечно, если вы профессионально играете на гитаре, владеете приемами каратэ, предсказываете по руке судьбу, водите мотоцикл, с одной спички разжигаете костер и с завязанными глазами рисуете портреты — это неплохо, и это произведет на детей впечатление. Но это не обязательно. Понравиться детям можно и не будучи суперменом. Вы будете не менее интересны, если умеете заразительно смеяться, коллекционируете фантики, читали книжку "Земля Санникова". Более того, вы можете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного — умения удивляться и спрашивать. Попробуйте без взрослого высокомерия признаться, что не можете отличить съедобный гриб от ядовитого, попробуйте без взрослой снисходительности сказать, что не видели ни одной серии про "Черный плащ", и попробуйте при этом попросить, чтобы вам объяснили, растолковали, рассказали, чтобы вас научили. Дети возьмут над вами покровительство и шефство и будут вас уважать. Примерно так же, как учителя уважают несмышленных, но искренних и любознательных учеников. Но конечно, лучше, если вы все-таки что-то умеете и знаете.
Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность — не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "Вам надо полюбить детей".

День 1.
Как организовать регистрацию.


Регистрация — это очень суматошные 1,5 — 2 часа, когда одновременно на узком пространстве собираются дети, родители, чемоданы.
Регистрация — это очень напряженные 1,5 — 2 часа, когда формируется контингент вашего будущего отряда.
От того, как вы будете вести себя во время регистрации, зависит отношение к вам родителей, которое тут же передастся детям.
Первое, что вам необходимо при регистрации, — это профессиональное спокойствие и профессиональная улыбка. Второе — это табличка с указанием возраста ребят, которые попадут в ваш отряд, два больших конверта и тетрадь, расчерченная примерно так:

Ф.И. ребенка Число, месяц, год рож . Дом.адрес, телефон Ф.И.О. родителей Место работы, телеф. родит. Увлечения ребенка Особые отметки

Вы сидите за столом, на котором, вышеназванная табличка. У вас на груди визитная карточка, на ней четкими буквами выведены ваши фамилия, имя и отчество. Перед вами тетрадь, конверты и стопка маленьких "визиток" — для детей. Вы путевку кладете в первый конверт, медицинскую справку во второй конверт. Задавайте вопросы, ответы на которые позволят вам заполнить таблицу в тетради. А заодно интересуетесь, не забыла ли мама положить в чемодан ребенку свитер или носовые платки. /Можно заготовить список "Что необходимо ребенку в лагере" и предлагать прочесть его, пока вы пишите в тетради./ Есть такие вопросы, которые лучше задавать в отсутствие ребенка, чтобы не смущать его и не заставлять краснеть при посторонних. Вы спрашиваете у мамы о здоровье девочки: нет ли у нее аллергии на какие-то продукты, как она переносит поездки в автобусе, не нужно ли ее будить ночью в туалет. Вы просите подсказать вам, на какие особенности поведения девочки вам стоит обратить внимание. Делаете необходимые пометки в тетради.
С этого момента вы отвечаете за жизнь и здоровье детей. И морально, и административно, и, не дай Бог, уголовно!
К концу регистрации вам надо четко знать, сколько в отряде мальчиков и девочек, от этого зависит размещение по палатам.
Неприятное, что вас может ждать, это спонтанно возникшее у ребенка желание не ехать в лагерь или перейти в другой отряд. Первое желание попробуйте нейтрализовать сами, а в отношении второго самостоятельные действия лучше не предпринимайте, предложите обратиться к старшему вожатому.
Когда закончится регистрация, соберите своих ребят вокруг себя, проведите несколько несложных игр. Игры должны быть интересные, но не слишком подвижные, иначе ваш отряд слишком перевозбудиться, и вам будет трудно его организовать. Затем постройте парами, пересчитайте и без суматохи начните посадку в автобус. Если ребята маленькие, то лучше им войти в автобус без вещей, вещи потом внесут родители. Если ребята уже самостоятельные, то постарайтесь, чтобы в этой самостоятельности они не превращались в тех взрослых дядей и тетей, которые рвутся в двери автобуса, словно это последний шанс уехать к родственнику за границу. Не забудьте выяснить у ребят, кто из них плохо переносит этот вид транспорта. И в дороге не упускайте этих ребят из виду. Лучше всего их посадить так, чтобы они видели дорогу. Необходимо с детьми петь песни, кричать «кричалки» и проговаривать с ними вместе игры с залом – все это нужно и для того, чтобы ваших детей не укачивало.
Игры во время пути.
Для детей поездка в автобусе — это первые минуты новой жизни, по-настоящему неизвестной и непредсказуемой. Если эти первые минуты заполнит пустота, то дети могут просто испугаться: родителей рядом уже нет, друзей рядом еще нет. Особенно тягостно в эти минуты тем детям, которые едут в лагерь впервые в окружении неновичков. Старожилы обмениваются воспоминаниями или планами, не обращая на них ни малейшего внимания. И чем веселее и беззаботнее окружающие, тем тревожнее новичкам. И тогда в голову приходит одна из самых страшных мыслей: "Я никому не нужен". Еще секунда — и появляются слезы, смешанные с желанием повернуть обратно.
Вот что происходит, если детей во время поездки в автобусе не занимать ничем. Чтобы этого не произошло, детей надо занять. Игрой, общением, совместной деятельностью.
Вы можете начать с "прощания с родителями". Предложите ребятам прокричать: "Папы, мамы, до свиданья, Не грустите на прощанье".
И попросите при этом всех улыбнуться, чтобы родители, увидев эти улыбки, немного освободили свое сердце от волнения и тревоги.
А когда родственники скроются за поворотом дороги и махать на прощанье рукой будет некому, обратите внимание ваших детей на себя. Спросите, кто помнит, как вас зовут. Если таковых не окажется, представьтесь еще раз. При этом можно поиграть в "угадалки", т.е. предложить ребятам угадать ваше имя, а потом и имя вашего папы, из которого ребята быстро выведут ваше отчество. Этим вы с самого начала избавите ребят от будущей неловкости, когда им нужно будет к вам обратиться, а они не будут знать как.
Еще предложите угадать вашу любимую песню. После нескольких попыток признайтесь, что особенно вам нравится песня... /Назовите песню популярную и всем знакомую, чтобы у вас был шанс услышать ее исполнение по вашей просьбе.
А когда песня в ваш адрес прозвучит, скажите: "Со мной вы познакомились, а теперь я хочу познакомиться с вами. Пожалуйста, все громко на счет "три" назовите свое имя. Раз, два, три!" Обычно, это очень веселит ребят. Особенно, если вы с юмором прокомментируете результаты выкрикивания. Например: "Как я понял, у нас в отряде будут четыре Насти, шесть Артемов, два Антона и еще по одному Саше, Саньке и Шурочке... А теперь разберемся, кто есть кто персонально. По-моему, эта девочка кричала, что ее зовут Боря. Ах, ты не Боря! А кто же ты? Машенька! То-то я смотрю, такая симпатичная девочка и ничуть на Борю не похожа. Запомните ребята: это совсем не Боря, а Маша". Подобная "путаница" поможет вам и детям и повеселиться, отогнав тревожные мысли, и запомнить имена друг друга.
А потом можно заняться определением, кого в отряде больше: мальчиков или девочек. Это можно сделать с помощью игры-кричалки "Ежики". Велика вероятность, что в ответ вы услышите: "Нет!" Лучше всего не давать им опомниться. Даже взрослые ребята с удовольствием играют, если "умело их "завести". "Кричалки" очень раскрепощают детей. Н-р, игра-кричалка «радиоэфир». Детям предлагается изображать радиоэфир. А вожатому регулировать громкость. Можно петь, разговаривать, издавать любые звуки, но если я вожатый опускает руку - радио умолкает.
А еще можно выяснить, не забыли ли мы что-то важное взять с собой в лагерь. Вы будете задавать вопросы: "Полотенце взяли?.. Хорошее настроение взяли?.. Глаза взяли?.. Жареного бегемота взяли?..", а ребята хором будут отвечать на них. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь желтую подводную лодку или запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где это продается, можно ли посмотреть, померить, и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно-саркастический.
Хорошо, если вы умеете играть на гитаре, но даже без гитары можно разучить с детьми две-три простые песни.
Можно сказать еще такие слова: "Мы сейчас едем на автобусе в лагерь, чтобы там отдыхать. А одновременно с нами еще тысячи людей на чем-то передвигаются, куда-то с какой-то целью направляются. Давайте выясним, кто, с кем, куда, на чем и зачем двигается. Я буду задавать эти вопросы, а вы будете с ходу на них отвечать. Только с одним условием: все ваши ответы должны начинаться на одну букву, ту, которую я назову заранее. Итак, буква "В"... кто?., с кем?., куда?., на чем?., зачем?..". Эти вопросы вы должны задавать разным ребятам, причем быстро и неожиданно. В итоге у вас может получиться такое сообщение: "Володя с Вероникой едут в Воронеж на велосипеде за вениками". Или такое: "Вампир с вурдалаком направляются на вездеходе в Вашингтон воевать". Поскольку букв в алфавите много, то и игра может продолжаться долго. Вы же не забывайте комментировать полученные ответы. Примерно так: "Важное сообщение. Как только что выяснили наши корреспонденты, какая-то ЛЮСЯ, взяв с собой ЛЯГУШКУ, уселась на ЛАСТОЧКУ /это каких же размеров была ласточка, наверное, больше телефонной будки/, и отправилась в ЛЕС за ЛАМПОЧКАМИ. По нашим предположениям, это был особый лес, в котором растут лампочные деревья. Граждане! Берите пример с Люси, Если у вас перегорели лампочки, не ходите в магазин, берите лукошки и собирайте лампочки в лесу под кустиками".
Ну, а поскольку вы приедете в лагерь накануне обеда, предложите ребятам составить меню. Пусть сегодня на обед будет только то, что нравится больше всего. Чтобы составить меню, нужно будет всем по очереди произнести фразу: "Меня зовут Андрей /Наташа, Сережа.../, и больше всего я люблю жареную картошку /воздушное печенье, компот из персиков.../." Когда все представятся и назовут свое любимое блюдо, подведите итог: "Так как на обед принято подавать только три блюда, а любимых кушаний названо больше двух десятков, придется все объединить. Итак, сегодня на первое будет суп из арбуза, помидор и кукурузных хлопьев. На второе — пельмени с колбасой, рыбой и солеными огурцами под толстым слоем шоколада. А на третье — кисель из малины, клубники, вишни, апельсинов и кабачковой икры. Хлеба не будет, вместо него будет халва и пончики. Какие есть дополнения к меню? Мы ничего не забыли?" Вы, наверное, уже представили, что будет после оглашения подобного обеденного комплекса.
Ну, а когда автобус будет завершать свой маршрут и до лагеря останется "рукой подать", можно организовать "ликование" по случаю приближения самого счастливого мгновения сегодняшнего дня. Если ребята спросят, что это за "счастливое мгновение", удивленно воскликните: "Как, разве вы не знаете, что наш лагерь самый лучший на свете? Да это просто счастье — хотя бы одну минуту побывать на его территории. Сам наследный принц Занзибара предлагал миллион долларов и полдворца в придачу, чтобы только одним глазком увидеть этот райский уголок. А вам предоставляется возможность не только увидеть, но и войти в ворота и даже остаться там немного пожить. По этому поводу нужно просто лопнуть от радости. Есть предложение вспомнить, как обычно люди выражают в разных ситуациях свой восторг..." Если процесс "вспоминания" будет идти туго, подскажите, что когда людей переполняют положительные эмоции, люди обычно аплодируют, хором скандируют ритмичные слова /например: "Спар-так — чемпи-он"/, визжат и свистят, кричат "УРА", поют песни и шагают с развевающимися флагами по улицам, стреляют в воздух из всех видов оружия. И сразу же организуйте отдельные группы — те, кто будет аплодировать; те, кто будет скандировать "Здравствуй, лагерь!"; те, кто будет имитировать стрельбу из пистолетов и т.д. Проведите с каждой группой подробный инструктаж и репетицию. Придумайте условные слова, после которых ребята приступят к выражению всеобщего ликования. Например: "Вот и приехали." Убедитесь, что после произнесения этих слов-сигнала панамки-флаги хорошо развеваются, а оркестр, играющий "туш", не фальшивит. А потом организуйте сводную репетицию. Добиваться согласованности действий всех групп можно долго — пока автобус не подъедет к воротам. В последнюю же минуту пусть наступит затишье. А как только автобус остановится, заговорщически тихо скажите: "Вот и приехали". Если перед этим вы не поленились и организовали все, как здесь написано, то произойдет такой всплеск эмоций, что окружающие подумают: "Наверное, ребята в этом автобусе знакомы друг с другом не меньше месяца".
А ведь на самом деле прошло не больше часа. Просто вы предложили ребятам то, что им всегда нравится — игру. А точнее — игровое общение.
Конечно, вы можете использовать и другие способы "занять детей". В автобусе можно петь песни, рассказывать о достопримечательностях окружающего ландшафта, слушать музыку, отгадывать загадки. Но все эти способы уступают игровому общению в возможности разрешить сразу комплекс проблем. Игровое общение позволит вам:
— узнать имена детей,
— прогнать грустные мысли о покинутом доме,
— создать первое впечатление о себе как о человеке интересном и жизнерадостном,
— обеспечить начальное эмоциональное сплочение отряда,
— определить некоторые особенности характера отдельных детей,
— предотвратить возможное укачивание и тошноту у слабых ребят,
— от души посмеяться и дать определенный настрой на восприятие всего, что ждет ребят в лагере.
И все это в то время, которое некоторые считают непригодным для работы с детьми. Во время самой обычной поездки в автобусе.

Расселение и знакомство.
Самая большая ошибка - выйдя из автобуса и подойдя к корпусу, где предстоит жить детям, — это произнести слова: "Ребята, вот ваши комнаты, занимайте, кто какую хочет". Если вы так скажете, то считайте, что до вечера вы будете заниматься только разрешением жилищных вопросов, многократными переселениями и перемещениями, сопровождающимися слезами, обидами и угрозами.
При расселении, конечно же, надо учесть желания и симпатии ребят. Поэтому не стоит брать список отряда и сообщать, что в первой комнате будут жить такой-то и тот-то. Разумнее сказать: "В первой комнате будут жить шесть /семь, восемь, десять/ мальчиков. Кто желает составить команду этой комнаты?" Если желающих окажется пять или семь, проявите твердость, объясните еще раз, |то вам необходимо именно шесть человек, и что ни о каких дополнительных кроватях не может быть речи. Когда же шестерка укомплектуется, отведите ее в палату /не страшно, если все остальные подождут несколько минут/, Убедитесь, что каждый выбрал себе спальное место, покажите каждому его тумбочку и место в шкафу и попросите временно не выходить из комнаты, пока вы не расселите других. И далее в таком же порядке организованно продолжайте знакомить ребят с их новым домом.
А еще можно сделать так. Допустим, вам надо по числу комнат разделить ребят на шесть групп: 3 — из мальчиков и 3 — из девочек. Попросите подойти к вам трех мальчишек и трех девчонок, которые не хотят жить вместе. Они будут первыми жильцами шести комнат. А теперь начинайте эстафету. Пусть каждый выберет себе второго, второй — третьего, третий — четвертого и т.д. Через две минуты вы будете иметь шесть групп, сформированных с учетом личных симпатий. Вам останется только отвести эти группы в комнаты и удостовериться, что у всех есть своя тумбочка, своя кровать, своя полка в шкафу.
При расселении необходимо обратить внимание на детей, которые уже сейчас проявляют нетерпение друг к другу, их не стоит следить вместе. Иначе это может привести к конфликтам и стрессам как для вас самих, так и для детей. Очень важно учитывать и особенности тех или иных ребятишек. Н-р, детей, страдающих энурезом, следует поместить вместе. Тогда вам будет намного проще поднимать их ночью и отправлять в туалет.
Если у вас в отряде разновозрастные дети, то при распределении детей по комнатам обязательно учитывается этот факт. Старших следует поместить отдельно от малышей во избежание недопустимых вещей, н-р, дедовщины.
Когда процесс размещения по палатам будет завершен, нужно собрать всех вместе и провести инструктаж, объясните, где что находится и как этим пользоваться. Где игровые, где туалеты, где умывальники, где можно снять обувь, куда бросать мусор... Это объяснение вам придется повторить еще не раз в течение первых трех дней. Особое внимание обратите на продукты питания, которые дети взяли с собой. Объясните, какие продукты дети могут оставить, а какие продукты не разрешены. Можно составить список разрешенных и неразрешенных продуктов, к которому дети будут не раз обращаться. Это поможет избежать многих проблем, связанных с пищевым отравлением ваших детей. Ну а после разъяснительной беседы можно дать полчаса на операцию "УЮТ" чтобы каждый мог переложить свои вещи в тумбочки и шкафы.
Кстати, если вы работаете на "малышовом отряде", не поленитесь приготовить ребятам сюрприз. Представьте, как им будет приятно, если подойдя к своим кроваткам, они обнаружат на них красивую открытку с приветственным текстом. А если вы любите загадочность, спрячьте под подушкой послание "от Домового" — несколько раз сложенный листок с неровными буквами:
Эй, приятель!
Я рад, что на этой кровати будешь спать ты.
Ты мне сразу очень понравился. Если не будешь хулиганить, я приду ночью и приведу жутко интересный сон.
Домовенок Федя.
Пусть малыш найдет его не сразу, пусть он обнаружит его вечером перед сном. И когда найдет, он еще раз убедится: здесь его ждали, здесь ему рады.

Как быстро запомнить имена детей.
Имена детей необходимо запомнить хотя бы затем, чтобы не испытывать постоянное чувство неловкости в те моменты, когда вам нужно обратиться к ребенку.
Тем, у кого замечательная природная память, эта проблема вообще не понятна — они могут запомнить, как кого зовут, уже в момент регистрации. Но для тех, кто подобной способностью похвастать не может, нужно приложить немало усилий, чтобы различать детей и не путать их имена. Ведь для таких вожатых первоначально все дети кажутся "на одно лицо".
Существуют приемы и способы быстрого запоминания. И первый из них — это те «визитки», которые вы прикрепили на грудь детям в первый день. Они значительно облегчают общение. Но, эта "шпаргалка" недолговечна, уже к вечеру второго дня визитки сохранятся у шести-семи человек.
Поэтому подстрахуйте себя другими подсказками. Например, составьте схемы детских палат, где на месте каждой кровати напишите имя ребенка. Точно такую же схему можно составить по столовой. Выполните эти схемы на плотной бумаге или картоне, чтобы можно было положить их в карман и постоянно носить с собой, время от времени доставая и сверяясь.
А еще можно запомнить имена детей в процессе игры. Есть даже специальные игры, в которых играющие должны называть свои имена /"Здравствуйте", "Отгадай, чей голосок" и др. В игре ребенок проявляет особенности своего темперамента и характера, а, как говорит опыт, мы лучше запоминаем человека, если обладаем информацией не только о его внешности, но и о его характере, о его поступках. Первые дни должны стать временем усиленного накопления такой информации. А для этого надо как можно больше включать детей в разнообразную деятельность. Например, можно изготовить газету-аппликацию "Это мы!". Чтобы ее сделать, ребятам нужно выстричь из цветной бумаги свой портрет /выполненный в любом стиле/ и, надписав, приклеить к плотному листу ватмана. Пока все будут этим заниматься, вам надо подходить к детям, интересоваться работой и запоминать, кого как зовут. Очень помогают в решении проблемы запоминания спортивные игры. Организуйте встречу по минифутболу, сами станьте болельщиком — к концу игры вы будете знать имена всех футболистов.
Порой же, чтобы запомнись человека, достаточно откровенно поговорить с ним минут пять. Манера отвечать на вопросы, тембр голоса, выражение глаз — все эти детали, если конечно обращать на них внимание, будут высекаться в ячейках памяти и связываться с именем собеседника.
В течение операции «УЮТ» можно предложить конкурс «Мое имя», когда детям предагается не только, красиво написать свое имя, но и попробовать открыть значение его каждой буквы. Н-р, ЕКАТЕРИНА: Е- естественноть, К – котегоричность в высказываниях, А – артистизм и активность во всем, Т – терпение к другим, Е - единтво с природой, Р – радость, И – искраметность мышления, Н – неповторимость, А – амбициозность. Расписав так свое имя и оформив должным образом, ребята показывают остальным, что у них получилось, а затем крепят надщ своей кроватью. Такой конкурс помогает решению двух проблем: быстрому запоминанию детей друг другом и вожатым, способствует поднятию самооценки у детей.


Но, увы, ничто не поможет, пока вы не настроитесь на запоминание, пока не сформируете у себя установку: "Мне надо запомнить всех детей". Не помогут ни визитки, ни схемы, если вы не будете по нескольку раз в день мысленно и наяву произносить имена. И даже игры и беседы не дадут желаемого результата, если вы не сосредоточитесь и не сконцентрируете внимание. Если же вы смогли создать установку, то проблема решается в два-три дня.
А для проверки можно использовать еще такое упражнение. Поздно вечером возьмите список отряда и, читая фамилии, мысленно представляйте, как выглядит каждый ребенок. Если одна-две фамилии не рождают никаких образов-ассоциаций, дайте задание на утро: вызвать к себе этих ребят и запомнить их.


Как правило, после обеда вам предоставляется возможность познакомить детей с лагерем, его традициями, законами, с планом и тематикой предстоящего сезона и друг с другом, составить график дежурств по комнатам.
Для закрепления процесса знакомства вы красивыми буквами на маленькой "визитке" надписываете имя ребенка, прикалываете "визитку" к одежде, объясняя, что это отличительный знак нашего отряда и объявляете конкурс, на лучшую сохранившуюся визитку до конца второго-третьего дня. Это позволит не только детям, но и вам быстрее запомнить имена детей.



Затем проведете с ним и первое отрядное дело. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на отрядные дела. Лучше, если это будет небольшое, на час, творческое КТД.
Как познакомить детей с лагерем.
Как можно познакомить детей младшего возраста? Например, организовать в первый день игру-путешествие "Здравствуй, лагерь!" Для этой игры потребуются красивые маршрутные листы и надежные помощники. О том и другом нужно позаботиться заранее. Маршрутный лист — это лист, на котором нарисован маршрут путешествия: основные достопримечательности, место их расположения, очередность остановок в пути. А во время этих остановок ребята смогут встретиться с:
— Старичком-Лесовичком /и он расскажет об окружающем лесе, о том, как надо вести себя в лесу; узнает, могут ли ребята различать породы деревьев, съедобные грибы.../;
— Гантелькиным /он встретит ребят на стадионе и расскажет о зарядке и закаливании.../;
— Доктором Градусником /в медпункте дети еще раз вспомнят, для чего надо мыть руки, зачем надевать в солнечную погоду головной убор.../;
— Чижиком-Пыжиком /на игровой площадке он разучит с ребятами новую игру.../;
— Поваром Сладкоежкиным /он встретит ребят в столовой и расскажет о правилах поведения в ней.../;
— Домовенком Федей /он будет ждать ребят в палате, где покажет, как заправлять кровать, как складывать перед сном вещи, как делать уборку и что хранить в тумбочке.../.
Вы уже поняли, что все эти роли по вашей просьбе сыграют ваши помощники — работники лагеря или старшие ребята. Но если помощников у вас нет, попробуйте "сыграть" всех сами или используйте кукол для кукольного театра.
А еще, дойдя до самого дальнего места, разделите отряд на группы: кто быстрее найдет дорогу и придет к своему домику. На старт, внимание, марш!
Путешествие по лагерю может быть и игрой следопытов. Ребятам надо найти волшебный ключ. Они получают записку, в которой указано, куда следует двигаться, с кем встретиться, где найти вторую записку. В этом случае надо так же заранее разработать маршрут, спрятать записки, предупредить работников лагеря.
А самое скучное, что вы можете сделать, — это построить ребят парами и повести на прогулку: "Ребята, посмотрите налево, посмотрите направо..."
Старших ребят нужно познакомить с лагерем конечно же иначе. Ведь может так получиться, что ваши ребята ориентируются в лагере лучше вас. Не все, Конечно. Кое-кто в лагере впервые. Но уж 2-3 старожила, приехавшие на свою пятую или шестую смену, обязательно найдутся.
В этом случае и не пытайтесь водить их на экскурсию. Сделайте все наоборот. Скажите: "Друзья, вы тут все уже знаете, а я за два дня еще ничего не успел посмотреть. Не могли бы вы показать мне лагерь? Только, чур, пойдем все вместе, и вы по очереди все мне расскажете". Таким хитрым приемом вы "убьете двух зайцев". Во-первых, поднимете авторитет старожилов. Во-вторых, познакомите с лагерем новичков.
Но не думайте, что экскурсантом быть легче, чем экскурсоводом. Особенно если вы на самом деле с лагерем неплохо знакомы. Поэтому, чтобы не выглядеть чересчур неискренним, попробуйте включиться сами, а затем включить ребят в такую игру: вы — иностранец, впервые оказавшийся в лагере и с дотошной любознательностью вникающий в каждую мелочь. Вас должно интересовать все: работа библиотеки и медпункта, правила купания и выхода за территорию... Спрашивать можно даже про такие "элементарные" вещи:
— какой насекомый водится в этот река?
— для чего этот красный щит с красный ведро и красный топор?
— когда последний раз убирать этот туалет?
— из чего изготовлять этот подушка?
При этом, как положено иностранцу, надо искренне удивляться увиденному и услышанному. Можно даже попросить покрутить вас на карусели, найти вам гриб, поймать для вас живого комара. Игровой момент позволит вам не только вывести детей на разговорчивость и откровенность, но и — что немаловажно — просто весело провести время.
Для знакомства вашего отряда с территорией лагеря, а также с педагогическим составом и персоналом можно провести игру-конкурс «РВС» (Разведай, выясни, сообщи), когда детям за определенное время предстоит ответить на ряд серьезных и несерьезных вопросов.
В первые дни лучше проводить такие игры и отрядные дела, которых отряд делится на группы. Если это делать с помощью жеребьевки, то эти группы в се время будут разными по составу, и отряд как бы перетасуется за оргпериод.

Что делать вечером в первый день смены.
Особое внимание вы должны обратить на самый первый вечер смены. Во-первых, потому, что повышенное напряжение, в которое пребывали с утра дети, к вечеру достигает кульминационной величины, и если его не разрядить — предстоящая ночь станет взрывом неконтролируемых эмоций в диапазоне от ярости до уныния. Во-вторых, потому, что это — самое удачное время заложить семена будущей традиции проводить вечер не каждый сам по себе в тоскливом сидении перед телевизором, а все вместе в приятном общении и игре.
Первый лагерный вечер проводить легко и трудно.
Легко — ибо незавязавшиеся дружбы толкают детей на внимательное восприятие всего, что говорите и делаете вы, и значит, все, что вы предложите, будет проглочено и переварено. А предложите вы, естественно, нечто завершающее процесс знакомства детей.
Трудно — по тем же причинам: дети разобщены и внутренне зажаты.
Вечером вам предстоит провести первый «разговор по душам» – огонек Знакомства. Здесь вам придется не только рассказать о традициях коллектива («Огоньке», песне, речевке, орлятском круге) и о его основных законах, но и определить настроение и ожидание ребят от отдыха, понять их интересы.
Чтобы снять у детей, как правило младшего возраста, скованность и дать им шанс рассказать о себе воспользуйтесь игрой.Например, это может быть игра в "Садко и его дружину". Если вы помните, был такой славный новгородский купец, имевший намерение отправиться в заморские дали и отыскать там Птицу Счастья. Роль Садко придется сыграть вам, дети будут кандидатами в вашу корабельную команду. Вы /в костюме и гриме/ производите "отбор", проверяете наличие необходимых качеств у своих будущих попутчиков.
"А как тебя звать, славный молодец, — нараспев произносите вы, — Михаил, говоришь. Доброе имя. А что ты, Михаил, делать умеешь? А вот это мы сейчас проверим. Возьми-ка книгу, да прочти, что на этой странице написано. Хочу знать, владеешь ли ты грамотой... А ты, красна девица, гоже ко мне в сотоварищи пойти желаешь? А знаешь ли ты, что путь нам предстоит долгий и трудный? Не боишься? А звать-то тебя как? Жанна? Чудное имя, с французской стороны, небось, к нам пришло. А готова ли ты, Жанна, стать нам сестрой милосердной, лечить нас от Полезней неведомых, раны перевязывать? Вот возьми-ка тогда платок, да перевяжи мне палец... А кто, народ, умеет свистеть громко, чтоб, когда опасность какая, предупредить всех мог..."
Как вы поняли, вам надо найти в каждом малыше хоть один талант, желательно такой, чтобы он выделял ребенка, подчеркивал его индивидуальность. Если ребенок не видит в себе особых способностей, подскажите ему, это легко сделать, не выходя из образа. Нужно лишь заготовить вопросы-намеки:
— А нет ли среди вас доброго плотника, который гвозди заколачивать умеет?..
— А кто нам песню споет, когда устанем мы в весла грести?..
— А кто может танец какой знает?..
— А кто стрелок отменный, и может вот этой шишкой вон в то дерево попасть?..
— А не обучен ли кто языкам иностранным?..
— А может и швея-мастерица здесь найдется?..
— А умеет кто костер на ветру разжечь, чтобы согреться в бурю ненастную?..
— А вот еще силач мне нужен, чтоб одним ударом об колено мог эту палку сломать!..
— А, пожалуй, никто на этой нитке за минуту малую не сможет пять узелков завязать!..
— А вот кто одним залпом выпьет воды бутыль?.. Заготовьте подобных "критериев проверки" столько, сколько детей в вашем отряде и даже чуть-чуть больше — вдруг не найдется того, кто "сможет съесть заморский фрукт-лимон — и не поморщиться". Заготовьте задания серьезные и несерьезные, чтобы можно было и обнаружить потенциальных певцов, чтецов, художников, танцоров, спортсменов... и при этом посмеяться.
Если алгоритм этого вечера вам понятен, то вы сами можете разработать свой сценарий про то, как...
...Чебурашка и крокодил Гена ищут себе товарищей в "Дом друзей"...
...Чип и Дейл решили увеличить контингент команды спасателей...
...царь Гвидон приглашает ко дворцу мастеров и умелиц...
Во всех этих программах будет ситуация отбора или набора, будут задания, позволяющие детям продемонстрировать свои умения и тем самоутвердиться, будет необходимый для выполнения заданий инвентарь, будет сопутствующее игровое общение, и будет стопроцентный успех испытуемых. Последнее очень важно, и поэтому будьте осторожны с заданиями соревновательного оттенка, в которых неминуемо бывает проигравший. Посоревноваться вы успеете и потом, сейчас важнее другое. Поэтому сюжеты типа "выбор царя" или "смешение несмеяны" не желательны. Самая же коварная опасность, которая может вас подстеречь в этих программах — это бездействие детей после того, как они "зачислены", "приняты", "зарегистрированы". Лучше всего эту проблему преодолеть за счет создания атмосферы общей заинтересованности в происходящем действии, за счет вашей игры-импровизации, за счет шутливого комментария и за счет неожиданных заданий.
Подобных сюжетов можно придумать много. "Разоблачение иностранного шпиона". "Выявление космического пришельца". "Обнаружение человека из будущего, небрежно воспользовавшегося машиной времени". Главное во всех этих программах — поймать верный игровой тон, не переиграть, но и не недоиграть, включить в игру всех и дать возможность всем проявиться.
Кстати, может так случиться, что игра, начатая в первый вечер, стихийно продолжится в последующие дни! Ребятам могут понравиться те образы, в которые они воплотились на вечере знакомств, и они будут неоднократно возвращаться к ним. Если так произойдет, можете чуть-чуть похвалить себя: первый вечер остался в памяти детей, он понравился им. А это рождает надежду, что, когда вы предложите очередную вечернюю программу, дети охотно откликнутся — так возникнет традиция.

День 2, 3.
Как уже отмечалось, второй как и другие дни оргпериода должны проходить по четко расписанному плану. В эти начинается работа по соблюдению режимных моментов, распределению обязанностей среди детей, выбора командира и названия, девиза отряда, а также идет работа по открытию смены.
Эти два дня считаем состоявшимися, если в отряде все ребята познакомились, чувствуют себя хорошо, охотно выполняют все режимные моменты, активно и творчески включаются в подготовку праздника.
Завершая процесс формирования временного детского коллектива, определяем место и роль своего отряда и коллективно планируем дела смены.

Как составить вместе с детьми план смены.
Наличие у вас плана — это еще не последний этап в планировании смены. Последним этапом будет планирование смены вместе с детьми. Конечно, эти планы часто невразумительны, наивны, расплывчаты, нереальны, да и, откровенно говоря, более скучны, чем ваши задумки, но они есть и не надо от них пренебрежительно отмахиваться. А, кроме того, не забывайте: дети могут проявить удивительную настойчивость и целеустремленность, когда реализуют собственные затеи, и, наоборот: к чужим, пусть даже многообещающим замыслам, они могут, отнестись прохладно и равнодушно.
Степень привлечения детей к планированию растет по мере того, как растут сами дети. В отрядах малышей она может быть минимальной, старшеклассникам этот процесс можно доверить почти полностью.
На то, что вожатые редко привлекают к планированию смены малышей, есть основания. Во-первых, опыт у ребят этого возраста крохотный и предложить в план смены "нечто действительно стоящее" они не могут. Если хотите убедиться в этом сами — проверьте, дети предложат вам "Комический футбол", "День именинника" и "Поход с ночевкой". А во-вторых, мыслить такими временными категориями как "смена", планировать, что будет через неделю, а то и две, — это уж слишком!
Но, тем не менее, привлечь малышей к составлению плана смены можно. Например, так! Разбейте ребят на группы /это могут быть звенья/. Вручите каждой группе пять листочков. На каждом листочке — название какого-то дела. Их вы можете взять из того списка, что заранее составили. У всех групп названия могут быть разными, а могут и повторяться. Задача малышей: из пяти дел выбрать в план смены только два. Это очень сложно. Поэтому малыши могутому малыши могутм за разъяснением или советом. Но не навязывайте слишком откровенно свое мнение. Когда все группы закончат обсуждение, объявите общий сбор. Дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела им привлекательны — пусть малыши учатся аргументировать. А когда общий сбор закончится, соберите в кружок командиров групп и на их глазах составьте план их дел, только что утвержденных всеми вместе. По форме ваше творение будет "планом-сеткой".
И хотя фактически этот план на все 100% будет плодом вашей фантазии, малыши будут считать его своим. Так происходит всегда, когда детям предоставляется право выбора, и этот выбор они осуществляют самостоятельно.
Более старшим ребятам можно предложить при планировании тот же алгоритм действий, какой был у малышей: карточки с названиями дел — обсуждение по группам и выбор — защита и утверждение на общем сборе — заседание доверенных представителей и составление плана.
Но можно поступить и по иному. Самый простой вариант — это когда вы честно, без лукавства скажете детям:
— Я не хочу вас обманывать. Я, конечно же, думал, что включить в план нашей с вами смены. И примерный план я составил. Я не* считаю, что он получился безукоризненным, и поэтому хочу посоветоваться с вами. Сейчас я расскажу, что хотел бы вам предложить, потом вы соберетесь по группам и обсудите мои предложения. Если что-то вам не понравится, если что-то я забыл — вы об этом скажете. Я учту ваши замечания и, если вы мне доверите, составлю новый план, по которому мы и будем жить...
Если при обращении к детям вы будете искренни, а при рассказе о будущих делах — эмоциональны, то дети могут принять ваш план почти полностью, и при этом не будут считать его чужим.
Другой способ совместного планирования потребует от вас значительных организационных усилий, но окупится заинтересованностью и активностью детей. Он называется "Разведка интересных дел". "Разведка" — это игра, в которой есть роли и есть сюжет. Роли очень просты, каждый ребенок становится "разведчиком", разведчики объединяются в маленькие разведгруппы во главе с командирами. Командиры получают задание: "обнаружить" интересные идеи для плана отрядной жизни, "захватить" их и "доставить" к установленному сроку в разведштаб. При этом можно не ограничивать свободу действий детей /"Ищите, где хотите!"/, но лучше дать ориентиры и направления — задание не вдохновляет, если способы выполнения его туманны и расплывчаты. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, работающие в лагере: начальник, старший воспитатель, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатый младшего отряда и т.д. Дети должны их разыскать, войти с ними в контакт и взять у них информацию:
— Анна Дмитриевна, скажите, пожалуйста, что вы можете посоветовать провести в нашем отряде...
— Дядя Коля, мы знаем вы ведь любите наш отряд, предложите нам что-нибудь интересненькое для отрядного плана...
— Товарищ вожатый восьмого отряда, разрешите обратиться. Нам поручено задать вам вопрос...
Если вы сомневаетесь, что те люди, к которым вы направляете детей, примут их доброжелательно и подарят дельные предложения, проведите с ними предварительную работу: "Тут к тебе мои придут, ты с ними повежливей. И еще вот список, посоветуй им это провести. Только по бумажке не читай, сделай вид, что сам придумал. От себя, конечно, тоже можешь что-то добавить". Если вам покажется, что такими хитрыми действиями мы обманываем детей, скажите себе: это игра, а во всякой игре есть правила, есть игровая ситуация, есть сюжет. Последним этапом в сюжете этой игры будет обработка разведгруппами полученной информации, подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведданных на "интересность" и утверждение плана.
Еще одной формой коллективного планирования может быть "Аукцион идей". Нарисуйте условные "деньги". Или найдите предметы, их заменяющие /шишки, камешки, фантики/. Выдайте каждому ребенку по 10 /25, 100/ таких "денег". Соорудите "помост" для аукциона, сделайте "молоток", приготовьте "товар" и войдите в образ ведущего. Ваша задача — продать с аукциона будущие отрядные дела. Вы будете представлять каждое дело, давать ему характеристику, а после описания и рекламы продавать. Только те дела, за которые дали наибольшие суммы, войдут в будущий план смены. При этом дети могут объединять свои капиталы.
Если самое непонятное для вас в этой форме — откуда взялся "товар", т.е. те отрядные дела, которые ребятам нужно оценить посредством покупки, то вспомните: вы составляли план смены, когда готовились к лагерю. А если собственных заготовок у вас нет, то посмотрите приложения в конце этой книги. Самым же лучшим вариантом будет поставка "товара" на аукцион с "фабрик идей", которые вы организуете с детьми накануне.
Когда все идеи будут раскуплены, предложите обладателям десяти самых "дорогостоящих покупок" собраться для размещения их в "банке", т.е. для планирования смены.
А еще во время совместного планирования могут быть использованы такие формы:
"Мозговой штурм",
"Ящик предложений",
"Рейтинг популярности",
"Сеанс предсказаний",
"Каталог идей"...
И в любом случае, какую бы форму привлечения детей к планированию вы не использовали, на заключительном этапе при "верстке" плана не забывайте:
— существует общелагерный план, и не нужно этим двум планам "конфликтовать" между собой;
— после оргпериода наступает эмоциональный спад, и в это время желательны более спокойные мероприятия;
— в "банный день" не нужно играть в футбол, а в "родительский" уходить в поход;
— праздники, которые идут один за другим, могут утомить также, как и скучные будни, и вообще — "лучший отдых — это смена деятельности";
— может измениться погода, и тогда вместо "запланированного" придется проводить "резервное".
Можно было бы еще предложить поиграть в Верховный Совет, который соберется для обсуждения и ратификации вашей программы действий. Но в этом случае есть опасность, что дети увлекутся взрослой игрой и утвердят план с многочисленными поправками как раз перед закрытием смены, когда всем пора будет разъезжаться.


Рейтинг: 
Понравилось +7 Не понравилось






Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.





Всего на сайте: 2
Гостей: 2
Пользователи: - отсутствуют
Роботы: - отсутствуют

20-ка посетителей: AlexandraWray64, LuellaPrimm07, KarenZ8159, QuincyFrewer984, Monique94Q, AntoniaFinlay2, AdeleChambers, ConnieAugustine, SherylSchaefer, EduardoOvens43, WillaQuinlan12, MartaMcCauley, Alejandra3664, WillaAckerman, ElbaPerez542652, JohnnieShinn, FrederickaHollid, SangArndt014, IsabelLowin8322, ElwoodGodinez00





Старик
Боец
Новичок
Боец/Новичок другого отряда
Никак не связан с СПО




Copyright 2010-2011 Флибы.Ру
Флибустьеры